Как и было обещано режиссером спектакля Владимиром Голубом, в постановке в общем-то ничего не изменилось. За исключением, пожалуй, второго Тишки да, как уже было сказано выше, сцены-карусели, да колоритного городового. Сюжет, знакомый со школьной скамьи, многое из которого действительно остается актуальным и по сей день. Долги купца, его желание избежать «расплаты» и как выход, объявление банкротства. А дальше обман, обман, обман, главная тема Островского в этой пьесе. И в постановке Голуба он настолько велик, что не всегда смешон. Хотя сцен, когда можно посмеяться от души, достаточно.
Когда спектакль уже закончился, зрители, выходящие из зала, делились друг с другом своими впечатлениями о постановке. В первую очередь, как это обычно бывает на классических постановках, оценивалась «похожесть» на оригинал. Во вторую, игра актеров. И если в первом случае все мнения сводились практически к одному – что да, это Островский, то во втором мнения разделились.
Удивила Олимпиада Самсоновна (Екатерина Нарышкина). Барышня, безусловно, непростая, слегка так «себе на уме», из породы тех, кто своего не упустит, а за целковый и отца родного продаст. Но откуда, помилуйте, у этой молодой, пусть и сумасбродной девицы на выданье столько цинизма, прожженности и пошлости?! Уж слишком гиперболизированной получилась Липочка…
Роль Большова сыграл заслуженный артист России Эдвардас Купшис, любимец всех женщин. Несмотря на то, что его образ — мошенник и пройдоха, он почему-то сразу и безоговорочно вызвал у зрителя расположение и сочувствие. Впрочем, Купшис умеет сделать так, что его герои, пусть даже и прощелыги и плуты, вызывают симпатию. Как всегда, неподражаем был безмолвный на этот раз Дмитрий Трофимов – Городовой, роль которого специально ввел в спектакль режиссер постановки. Неизменный смех (и, видимо, понимание) вызывал у публики и Рисположенский (Владислав Мичурин).
Зато Подхалюзин (Александр Лобанов) как-то не «согрел». На протяжении спектакля не покидало ощущение, что это не тот Подхалюзин, что он просто слегка притворяется, что актер играет другого актера. Наверное, Лобанов оказался слишком фактурным для этой роли, слишком большим и значительным в плане физики.
Аграфена Кондратьевна — народная артистка республики Наталья Дорошенко. Это потрясающее мастерство сыграть в общем-то незначительную, не очень характерную роль так, что сдвигаются акценты, и внимание зрителя перетягивается на тщедушную старушку, просто и беззаветно любящую своего обманщика мужа и неблагодарную дочь.
Опять-таки удивительно, но одной из центральных героинь комедии стала Фоминишна – народная артистка республики Галина Кондрашова. Ей удалось настолько «вкусно» сыграть свою эпизодическую роль, что она затмила всех ключевых персонажей. Большая, нескладная, некрасивая Фоминишна, сменившая к концу спектакля платок и фартук на форменное платье и туфли на каблуках, а затем с удовольствием от них избавившаяся, она всякий раз вызывала бурю эмоций у зрителя. Экспрессии добавила яркая, совершенно очаровательная сваха Устинья Наумовна – заслуженная артистка республики Наталья Лукьянова. Сваха Лукьяновой чем-то напомнила сваху из кинофильма «Женитьба Бальзаминова», великолепно сыгранную Лидией Смирновой. Та, которая «никогда не закусывает, этой глупой привычки не имеет!» Устинья Наумовна Лукьяновой обладательница сочного голоса, дивной фигуры и неподдельной «народности». Плюс к тому она не лишена сексуальности…
…Можно сказать о том, что спектаклю слегка не хватило времени, чтобы дозреть. Думается, что с годами он, подобно вину, будет только лучше, тем более что наш зритель готов ждать и любить.