logologologologo
Версия для слабовидящих
  • +7 (4112) 42-51-30 приёмная
  • +7 (4112) 42-46-91 касса
    • gardt89@mail.ru
    • Якутск, просп. Ленина, 21
    • Афиша
    • Спектакли
      • Аудио сказки
      • Вечерние спектакли
      • Детские спектакли
      • Архив спектаклей
    • Труппа
    • Театр
      • Руководство
      • Постановщики
      • Люди театра
      • Профсоюз
      • Гастроли и фестивали
        • Благовещенск
        • Чита
        • Олекминск
        • Магадан
        • Нерюнгри
        • Владивосток
      • План зала
      • Технические данные
      • Пресса
      • Вакансии
      • Памятка театрала
      • Опросы
    • Новости
    • Противодействие коррупции
    • Документы
      • Учредительные документы
      • Цены на билеты
    • История
      • Театр
      • Актеры
      • Спектакли
      • Режиссеры
      • Художники
      • Директора
    • Галерея
      • Рингтоны
      • Фотопроекты — БеЗсценные
      • Фото — Архивные спектакли
      • Фото – Репертуарные спектакли
    • Студия
    • Контакты
    • Карта сайта

    Какой они красивой были парой…

    • Главная
    • Новости
    • Новости
    • Какой они красивой были парой…
    06.05.2020

    Народная артистка ЯАССР и РСФСР Нина Алексеевна Константинова (1923 — 2012) и народный артист ЯАССР, директор Русского театра Константин Тимофеевич Ануфриев (1907-1985). Оба фронтовики, интеллигентные, элегантные, с подтянутыми, точеными фигурами (он — атлет, она – статуэточка), с вдохновленными и светящимися изнутри взглядами. У обоих это был уже второй, но очень счастливый, брак, продлившийся более четверти века.

    Когда они шли на работу в театр или обратно в свой деревянный с печным отоплением домик (на этом месте сейчас стоит многоэтажный дом «Норд хауз»), все прохожие с белой завистью заглядывались — хотелось хоть немного быть похожими на них.

    ЕДИНСТВЕННАЯ И НЕПОБЕЖДЕННАЯ…

    Такими эпитетами мне хочется наделить народную артистку ЯАССР и РСФСР Нину Алексеевну Константинову. Народных артисток России, имея в виду представительниц прекрасного пола, в Русском театре города Якутска ни до неё, ни после – увы, не было и до сих пор нет.

    Она была королевой русского театра Якутска, которому она посвятила тридцать два года творческой жизни (1956-1988). У неё была великолепная актерская школа, которую она получила в московской театральной студии при театре Ленком, окончив ее с отличием 1950 году, где ее учителями были знаменитые актеры С.Гиацинтова, С.Бирман, И.Берсенев.

    В ее репертуарном листе — более ста разнохарактерных драматических, трагедийных, романтических ролей: Катюша Бетелева — «Слушайте, товарищи потомки!» М.Мусиенко (первая её роль на якутской сцене), Маша Забелина — «Кремлевские куранты» Н.Погодина, Анфиса в «Угрюм–реке» В.Шишкова, Елена Ивановна Кручинина — «Без вины в

    иноватые» А.Островского, Баронесса Штраль – «Маскарад» М.Лермонтова, Нила Снежко – «Барабанщица» А.Салынского, Катарина – «Укрощение строптивой» У.Шекспира, «Филумена Мартурано» Э.де Филиппо, Медея – «Медея» Еврипида, Роза Песочинская – «Ретро» А.Галина, Эстер – «Священные чудовища» Ж.Кокто… «Но любимые мои героини – сильные, страстные женщины, в жизни которых, любовь входит как озарение, преображение, счастье и мука, варианты её многообразны в том богатом драматургическом материале, с которым мне посчастливилось встретиться», — писала Нина Алексеевна в своей книге «Моя судьба – театр».

    Н.А.Константинова, являясь с 1950 года членом КПСС, была депутатом Верховного Совета ЯАССР трех созывов, избиралась членом Якутского обкома КПСС. Много лет была секретарем партийной организации театра. Она была награждена орденами «Отечественной войны II степени» и «Знак Почета», медалями «За трудовое отличие» и «За доблестный труд». Такой она осталась в народной памяти.

    НО ПРЕЖДЕ БЫЛА ВОЙНА…

    Она застала семнадцатилетнюю Нину в Куйбышеве с букетом цветущей черемухи в руках после выпускного вечера (так часто показывают в кино). По желанию мамы выпускница подала документы и поступила в Уфимский мединститут, так как к тому времени в Уфу уже была эвакуирована студентка Людмила, ее старшая сестра, вместе с авиационным институтом. По окончании первого курса мединститута, узнав о гибели двоюродного брата – летчика, Нина добилась в горвоенкомате, чтобы ее мобилизовали на фронт добровольцем. Эвакогоспиталь 415, куда направил ее медицинской сестрой отдел кадров Сталинградского фронта, следовал на запад…

    Сила и правда её будущих сценических героинь закалялась, по воспоминаниям Нины Алексеевны, «в душных, прокуренных, наполненных стонами раненых солдат палатах, где молоденькие медсестры, чтобы облегчить им боль, тихонько пели песни и читали стихи». Мотаясь по трехъярусным нарам с переливаниями, различными вливаниями и уколами, неоднократно сдавая кровь по 500 кубиков, без отдыха и передышки снова становилась к перевязочным столам. Полуголодные — шрапнель (перловая каша на воде), полураздетые – шинель в морозы, «сапожки», в которые спокойно две ноги входили в один. Руки — в мозолях от носилок: они мыли, поили, кормили, а сколько тысяч километров бинтов пропустили они через себя за годы войны… Нагрузка была колоссальная: госпиталь быль рассчитан на 900 коек, а практически, во время наступлений пропускал 8-10 тысяч раненных, нередко сам попадал под бомбёжки». Но лучшим лекарством для раненых были концерты агитбригады, в которой участвовала Нина, и которой руководил автор знаменитой песни «Давай закурим» композитор Модест Табачников!

    На сайте «Память народа» я нашла обнародованный военный документ, представление к боевой награде.

    День Победы Нина Алексеевна встретила в Польше в звании ст. сержанта медслужбы с боевыми медалями «За оборону Сталинграда» (1943), «За Победу над Германией» (1945), «За боевые заслуги» (1945).

    СИБИРСКИЙ САМОРОДОК

    Константин Тимофеевич родился в многодетной семье (5 сестер и 5 братьев) в городе Бодайбо, в центре сибирской добычи золота. Как-то лет пять назад ко мне в кабинет перед спектаклем зашла дама, представившись внучатой племянницей Константина Тимофеевича, и рассказала, о том, что ей, в свою очередь, рассказывали родственники. Дед Константина знал и пользовался одним из месторождений, но в одно время все свернул, и сыновьям строго настрого наказал не подходить даже близко: «золото – это кровь». Забегая вперед, скажу, возможно, этим фактом, объясняется триумф Константина Ануфриева в роли Прохора Громова в 1959 году в спектакле «Угрюм–река» В.Шишкова, после которой актёру было присвоено звание народного артиста ЯАССР.

    В 1922 году семья переехала в Олекминск, где Костя окончил 6 классов и стал работать в кузнеце, как и его отец, молотобойцем. В 1927 году семья переехала в Якутск, где Константин стал заниматься в драмкружке клуба профсоюзов. Там этого талантливого, красивого, как сейчас бы сказали, накаченного молодого человека в роли Полевого в спектакле «Разгром» увидел режиссер русского театра Д.А.Хадков и пригласил в театр на амплуа героя-любовника (раньше в театрах строго придерживались амплуа). В 1934 году Константин уехал с труппой в Москву, после начались творческие поиски и постижение профессии в театрах городов Ставрополя, Охи, что на Сахалине, Ворошиловграда, Красноярска, Ржева.

    Рядовым пехоты 95-го стрелкового полка он сражался на подступах к Москве, был тяжело ранен, несколько месяцев пролежал в госпитале. После этого опять на фронт, но уже в качестве артиста Омского театра миниатюр.

    В родной театр он вернулся осенью 1943 года, где художественным руководителем стал московский режиссер В.Бутурлин, а позже при театре открыл студию тоже московский режиссер П.Урбанович, в которой он создал группу для практикантов, т.е. для актеров, имеющих опыт, но не имеющих образования.

    Мужественность образов артиста Ануфриева («Дама невидимка» Кальдерона, «Офицер флота»), по определению П.Урбановича, соединённая с хорошими природными данными и сценической способностью, привлекали внимание зрителей к спектаклям с его участием.

    В 1956 году К.Т.Ануфриев был назначен директором театра. В этом же году с московской актерской биржи он привез свою будущую жену Нину Алексеевну, из–за любви к которой в 1960 году, расставшись с прежней семьей, он поплатился должностью директора, оставшись актером. Этот факт обнародуется впервые. Через год он вновь возглавил театр и уже не оставлял его до ухода на пенсию в 1973 году.

    За долгую творческую жизнь Константином Тимофеевичем была создана целая галерея, насчитывающая не одну сотню образов, начиная с героев–любовников, и заканчивая дипломатом, членом–корреспондентом, майором гестапо, советским офицером, чекистом, подпольщиком, вожаком восставшего крейсера и многими другими. Снялся в фильме «Утро долгого дня» (Рижская киностудия) в роли белогвардейского генерала Пепеляева.

    К.Т.Ануфриев избирался депутатом Якутского городского совета в 1952, 1954, 1957 гг.

    Был награжден орденом «Знак Почета» (1971), медалями «За Победу над Германией», «За отвагу», «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.», «За трудовую доблесть», Почетными грамотами Президиума Верховного Совета.

    «Во многих спектаклях мы были с ним партнерами, это был удивительно благородный, надежный, добрый человек с красивой душой», написала о нем Нина Алексеевна в своей книге.

    Эта красивая пара своим талантом и служением искусству и отечеству вписала яркую страницу в историю Русского театра Якутии.

    Галина ИВАНОВА.

    Источник: SakhaNews

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Новости

    • В афишу Русского театра возвращается спектакль «Созвездие Марии»

      В афишу Русского театра возвращается спектакль «Созвездие Марии»

      14.04.2022
    • Во Владивостоке стартовали большие гастроли драматического театра им. А. С. Пушкина из Республики Саха (Якутия)

      Во Владивостоке стартовали большие гастроли драматического театра им. А. С. Пушкина из Республики Саха (Якутия)

      27.09.2021
    Все новости

    Афиша

    •  

      Закрытие 131 театрального сезона. День русского языка. Пушкинский музыкально-поэтический вечер с участием Государственного ансамбля скрипачей РС(Я) «Виртуозы Якутии»

    •  

      ПРЕМЬЕРА! «Весна души» по рассказам И.Бунина, О.Генри, А.Куприна (свидание с прозой)

    •  

      «Академия смеха» Автор перевода Дмитрий Лебедев (комедия)

    •  

      ПРЕМЬЕРА! «Машина времени» Анна Ячичурова (музыкально-драматический спектакль)

    •  

      ПРЕМЬЕРА! «Кентервильское привидение» Денис Коваленко (музыкальная сказка по мотивам произведения Оскара Уайльда)

    •  

      «Сорванец» В.Крылов (балаганное представление в 2-х действиях)

    •  

      Премьера! «Запасной аэродром». В.Фёдоров

    •  

      «Не всё коту масленица» А. Островский (комедия)

    •  

      Концерт «От героев былых времен…» поют артисты театра.

    •  

      Незнайка-путешественник Н.Носов (музыкальная сказка)

    •  

      «Я буду ждать, даже если не придёте…» А.Ячичурова

    •  

      «Очи черные» Инсценировка Я.Пулинович повести «Яма» А.Куприна (ресторанный романс)

    •  

      «Волшебник Изумрудного города». А.Волков (сказка)

    •  

      «Бременские музыканты» Ю. Энтин, В. Ливанов (музыкальная сказка)

    •  

      «Слишком женатый таксист» (комедия). (Р.Куни)

    •  

      «Out of Order, или Тринадцатый номер» Р. Куни (комедия)

    •  

      «Барышня-крестьянка» (почти сказка) А.С. Пушкин

    •  

      «Мертвые души»(Комедия) Инсценировка М. Булгакова по мотивам поэмы Н.В. Гоголя.

    •  

      «Без паники, синьоры!» И. Алифанов (комедия по-итальянски)

    •  

      «Золотой ключик или Приключения Буратино» А. Толстой (сказка)

    •  

      «Очень простая история» М. Ладо (мелодрама)

    •  

      «Два берега одной Победы» В. Фёдоров (хроника любви, жизни и подвига)

    •  

      «Дни Турбиных» М. Булгаков (фантасмагория)

    •  

      «Золушка» Е. Шварц (музыкальная сказка)

    •  

      «Чайка» А.П. Чехов (трагикомедия)

    •  

      «Тётки» А. Коровкин (комедия-фарс)

    •  

      «Созвездие Марии» В. Фёдоров (музыкально-драматический спектакль)

    •  

      «Капитанская дочка» А.С. Пушкин (повесть для театра)

    •  

      «Голодранцы и аристократы» Э. Скарпетта (комедия)

    •  

      «TŎTUS» М. Угаров (трагикомедия)

    Партнеры театра


    Телефон кассы:

    +7 (4112) 42-46-91

    Copyright © 2018 ГАРДТ им. А. С. Пушкина

    Хостинг и разработка сайта - Smart Unit

    Яндекс.Метрика