Декабрьский спектакль Русского театра «Деревья умирают стоя» по пьесе испанского драматурга Алехандро Касона стал событием культурной жизни столицы.
Известнейшую историю воплотил на сцене Русского театра режиссер Алексей Ларичев. Его трактовка порадовала театральных гурманов и удивила неискушенную публику.
Эта история пережила огромное количество постановок по всему миру. Интерес режиссеров к пьесе обусловлен в первую очередь пластичностью самого материала. Ведь в зависимости от того, что хочет сказать зрителю постановщик, жанр его творения может трансформироваться от комедии до мелодрамы, от трагедии до фарса. В якутском варианте спектакль превратился в некий жанровый микс, в котором нашлось место и улыбкам, и шоку, и щемящему чувству подступающих слез. А сама история стала рассказом о разных гранях человеческого одиночества.
С одиночеством сталкиваются два главных героя — сеньор Бальбоа (Валерий Тверитин) и его пожилая супруга сеньора Эухения (Вера Келле-Пелле). Оставшись 20 лет назад без единственного и любимого внука, пожилая пара страдает и живет только письмами повзрослевшего мальчика, посланными из далекой Канады. Бабушка не догадывается, что письма фальшивы, а ее муж не чувствует опасности от того, что ложью создает мнимое счастье. Такое же неуловимое и ненадежное, как цветные воздушные шары, которые вылетают из-под платка Фокусника и улетают под потолок зрительного зала.
Но не только стариков окружает черно-белая пустота. Она проникает и в души молодых. Например, Изабеллы (Екатерина Нарышкина), юной девушки, давно потерявшей ощущение радости жизни. Ее спасает знакомство с Маурисьо (Евгений Кузьмин) — хозяином странной фирмы, специализирующейся на исполнении желаний. Случай приводит ее в дом сеньоры Эухении и делает участницей семейной драмы. В мгновение ока девушка получает семью, молодого красивого мужа и перспективное будущее. Но главное, она понимает, что любовь и сострадание могут спасти от одиночества других людей, залечить их разбитые сердца. Символом этих сердец становится красный рояль, стоящий в глубине сцены посреди монохромного пространства.
Отдельных комплиментов в новом спектакле заслуживают работы двух актерских дуэтов. Первая пара Валерия Тверитина и Веры Келле-Пелле стала образчиком блестящей игры мастеров сцены, где сквозь возрастную сдержанность прорывается невероятный эмоциональный накал. Беззаветная любовь супругов, их незаживающая душевная рана вызывают у зрителей волны сопереживания. Второй дуэт Екатерины Нарышкиной и Евгения Кузьмина стал не меньшим украшением постановки. Тонкая работа Нарышкиной раскрыла новые грани таланта актрисы. Любовь, смущение, ненависть, сострадание — все эти чувства смогла вложить она в свою героиню. Ее хрупкая Изабелла становится той, которая, невзирая на предстоящую боль потери, готова разорвать порочный круг лжи. Терзания девушки контрастируют с невозмутимостью «мужа» Маурисьо. Евгений Кузьмин — интеллектуальный актер, сочетающий в себе темперамент и внутреннюю культуру, прекрасно воплотил образ молодого, уверенного в себе человека. Его герой получился не «картонным» манекеном — он обрел глубину и многогранность. И, наконец, перекрестное взаимодействие этих двух дуэтов достойно дополнительных аплодисментов.
Спектакль без стеснения можно отнести к числу элитарных. Вечные ценности, о которых рассказывает постановка, блестящие актерские работы, потрясающее по смысловому наполнению оформление сцены никого не оставят равнодушными. А теплый и жизнеутверждающий финал подарит зрителю приятное послевкусие и светлое настроение.
Источник: Газета «Якутия»